Почерк связан со всем существом человека,
с условиями его жизни, работы, с его нервной системой,
поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную печать
индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться.
Гете
В наш компьютерный век люди пишут ручкой все меньше и меньше, а вот подписи в документах, ведомостях и других местах ставят по-прежнему. Тем не менее, не стоит пренебрегать знанием о том, как определить характер по подписи.
Подпись — это особенно четко выработанное условно-рефлекторное движение, которое остается без изменений даже при некоторых органических поражениях головного мозга, в результате которых страдает весь почерк. Подпись — это своеобразное отражение сгустка всего того, что есть в человеке, его естественная печать, выражающая все естество.
Как правило, у человека есть несколько вариантов подписи — основная, или «парадная», которая используется для особо важных документов (например, для деловых контрактов или загса), и второстепенная.
Наибольший интерес для графологического анализа представляет парадный вариант подписи.
Итак, начнем с измерений. Обратите внимание на общую длину подписи человека и сравните ее с длиной написанной его почерком собственной фамилии.
Если длина подписи значительно (на одну треть и больше) превышает длину фамилии, написанной в тех же условиях, то можно говорить о том, что эта личность имеет завышенную самооценку и уровень честолюбия. Кроме того, в этом случае речь может идти о наличии такого качества, как скрываемое пренебрежение по отношению к другим людям, особенно к тем, кто занимает более низкое социальное и материальное положение.
Подпись, которая короче фамилии, свидетельствует о недостаточной самооценке, занижении своих умений и достижений. Кроме того, короткая подпись может свидетельствовать об ослабленном физическом состоянии, излишней скромности, доходящей иногда до боязливости.
Однако все сказанное выше относительно короткой подписи не распространяется на людей, у которых заглавная буква, символизирующая первую букву фамилии или инициалов, имеет непропорционально увеличенный вертикальный размер. Если по высоте заглавная буква в 2,5 и более раз больше высоты обыкновенной строчной буквы, то речь идет о наличии таких качеств, как завышенное честолюбие, организаторские способности, иногда деспотизм, нежелание вникать в тонкости проблем. Люди, подпись которых состоит из одной-двух высоких букв, без длинного росчерка, как правило, научились отдавать руководящие указания, но не знают и не хотят знать, как и какой ценой это указание можно выполнить (рис.1).
Рассмотрим вариант подписи, которая имеет нормальную длину и состоит из таких элементов:
1)инициалы — одна или несколько букв, обозначающих первую букву фамилии, имени, отчества;
2)буквы, элементы, знаки, являющихся буквами реальной фамилии или просто их отображающие;
3)конечный штрих или росчерк;
4)дополнительные элементы.
Измерьте высоту заглавных букв и сравните ее с высотой строчных букв в подписи.
Если высота заглавных букв в два раза и более превышает высоту строчных букв (рис.5.2), то хозяин подписи — честолюбивый, уверенный в себе человек, в какой-то мере может быть тяжелым в споре, поскольку считает свое мнение единственно правильным. У него должны быть хорошо развиты коммуникативные склонности, умение организовать работу и нести ответственность за ее выполнение.
Но в то же время такого человека волнуют проблемы своего окружения или подчиненных только в тех случаях, когда он зависим от них материально или ему нужны исполнители его идей. Личности с таким вариантом подписи, как правило, деятельные, энергичные и эгоистичные натуры, которые не хотят мириться с обыденностью, нередко эгоцентристы. Об эгоизме и недоверии к другим может говорить и росчерк, возвращающийся снизу к началу подписи.
Слишком маленькие заглавные буквы, примерно одной высоты со строчными, или даже меньше их, свидетельствуют о заниженной самооценке, часто неуверенности в себе, некоторых душевных слабостях.
В норме заглавные буквы подписи должны быть больше строчных примерно на одну треть.
Вторая часть подписи может представлять собой прописные буквы фамилии, часть этих букв или какие-то повторяющиеся элементы, замещающие их (рис.3).
Если таких повторяющихся элементов много, они имеют достаточную амплитуду, равную высоте строчной буквы, и написаны со средним или сильным нажимом, то автор подписи обладает хорошей психической и физической энергией, как правило, физически и психически вынослив, может долго и продуктивно работать в атмосфере повышенного нервного напряжения. Такие люди имеют неплохое логическое мышление, деятельны, обладают способностью видеть перспективу во всем ее многообразии.
Если же этот повторяющийся элемент состоит из нескольких небольших зигзагов (рис.5.4) и написан со слабым нажимом (лучше бы этого элемента не было вообще), то надо обратить внимание на пониженный уровень устойчивости человека к стрессовым ситуациям, слабый запас физических сил и, возможно, нервную истощенность.
Очень много говорит о человеке в его подписи такой элемент, как росчерк.
Великий русский графолог Д.М.Зуев-Инсаров еще в начале XX в. писал о том, что подпись, не имеющая росчерка, как правило, принадлежит культурному человеку, который обладает хорошим вкусом. Французский графолог А.Варинар в 20-е годы XX в. обращал внимание на то, что из сорока членов Французской Академии наук у тридцати девяти очень простая подпись, у некоторых совсем без росчерка. Подобная простая подпись была у Л.Толстого, В.Соловьева, Н.Бехтерева и многих других ученых и писателей.
Подпись, которая оканчивается росчерком, ниспадающим под углом примерно 90 градусов (рис.5.3), может принадлежать человеку, который умеет принимать жесткие, порой непопулярные решения. Если это подпись начальника, то можно утверждать, что он редко интересуется, какой ценой достигается результат.
С другой стороны, личности, подписи которых заканчиваются таким штрихом, — энергичны, деятельны, решительны и смелы.
Узбекский графолог Айк Надж (Ойбек Кадырович Наджимов) в своей книге «Как узнать человека по его подписи, или Практическая графология» пишет о том, что вертикальные росчерки в конце подписи свидетельствуют о неумении самостоятельно доводить дело до конца, необходимости контроля и поддержки со стороны.
Росчерк, падающий волнистый (рис.5), может свидетельствовать о дипломатичности человека, умении находить разумные компромиссы, стремлении сглаживать конфликты. В то же время, если такие росчерки имеют выраженную горизонтальную амплитуду, то речь может идти о склонности угождать, лебезить перед начальником и более социально значимыми людьми. Вам наверняка известны люди, которые «живут возле руководства» для того, чтобы бегать за водкой и нарезать колбасу. Посмотрите их подписи, вполне вероятно, что у кого-то из них она заканчивается именно такими ниспадающими волнистыми линиями. Однако такие люди нередко достаточно деятельны, подвижны, обладают веселым нравом. Они иногда поверхностно подходят к решению вопросов.
Росчерк прямой, четкий, горизонтальный (рис.6) принадлежит людям, которые не любят впускать посторонних в свой внутренний мир без надобности. Они скорее скрытны, чем открыты. В то же время, они не производят впечатления замкнутых, некоммуникабельных личностей.
Обладатели такого конечного штриха, особенно если он не строго горизонтален, а направлен несколько вверх, практически всегда доводят начатое дело до конца. Если же прямой горизонтальный росчерк в конце заворачивается вниз и влево, то это является свидетельством упрямства в достижении целей, особенно лично значимых, а также достаточно выраженного эгоизма. Росчерк в виде горизонтальных зигзагов может принадлежать энергичному и деятельному человеку.
Достаточно редко встречается росчерк, который имеет форму полукруга, завернутого вверх и влево (рис.7). Можем говорить, что такой человек — фантазер. Это не связано со склонностью к обману, это некое желание попасть в детские сказки…
Большую роль в интерпретации подписи играет анализ ее общего направления.
Так, поднимающаяся вверх подпись (центробежная), у которой начало находится визуально ниже на листе, нежели ее окончание (рис.8), является свидетельством таких качеств, как оптимизм, жизнедеятельность, энергичность, честолюбие, хорошее настроение.
Но если подпись слишком направлена вверх, при этом угол наклона превышает 40 градусов от горизонтальной оси, то речь может идти о поверхностном отношении к важным проблемам, неорганизованности, самоуверенности, повышенном уровне эгоизма.
Подпись, направленная вниз (ниспадающая), объективно указывает на депрессивность натуры, слабость ее нервной и психической энергии, неумение порой отстоять свою точку зрения, пессимистичность и неудовлетворенность.
Если такая подпись еще и сделана со слабым нажимом, речь может идти об ослабленном иммунитете или каком-то соматическом заболевании, как правило, связанном с нарушением функции печени и желудочно-кишечного тракта. При написании с разнотипным или неравномерным нажимом можно говорить о проблемах сердечно-сосудистой системы.
Строго горизонтальная подпись характеризует уравновешенную, постоянную в своих привязанностях личность. Такие люди сдержаны, последовательны, с хорошим самообладанием.
Многие добавляют к своей подписи конечные дополнительные штрихи или элементы, не связанные линиями с самой подписью.
Например, подпись, заканчивающаяся точкой, — показатель склонности человека к самоанализу (рис.5.8). Он оценивает свои поступки с точки зрения установленных им самим и (или) обществом правилам и нормам. Соответственно вносит поправки и коррективы в свое поведение. Как правило, такие люди не повторяют одну и ту же ошибку дважды.
Упомянутый нами Айк Надж считает, что точка в конце подписи является положительным признаком. Ее наличие свидетельствует о дисциплинированности, умении доводить начатое дело до конца.
Однако, если после точки появляются еще какие-нибудь знаки, например тире и еще одна точка (рис.9), то это говорит о недоверчивости, подозрительности, излишней осторожности.
Увеличение числа таких знаков в подписи свидетельствует об аномальном развитии личности, усилении перечисленных негативных качеств, которые принимают болезненный характер. Кроме того, у людей, которые после самой подписи ставят несколько точек, тире и других знаков, нередко появляются навязчивые идеи и состояния.
Подчеркивание подписи снизу (рис.8), как писал Д.М.Зуев-Инсаров, встречается в подписях английских лордов и является показателем наличия чувства собственного достоинства.
В том случае когда таких черт две, три и более, можно говорить о болезненном честолюбии, иногда уязвленном, негативном развитии личности, сильной обидчивости.
В некоторых случаях подпись покрывает черта сверху (рис.10). Какой характер по подписи вырисовывается в данном случае? Такой вариант может свидетельствовать о стремлении человека к обретению душевного покоя, некоторого внутреннего равновесия. В большинстве случаев это касается личной жизни.
Кроме того, личности, которые так расписываются, горды, стремятся к большим достижениям, имеют хороший вкус. Порой они тщеславны. Если такие люди становятся начальниками, им надо боятся лести, ибо те, кто льстит, могут легко войти в доверие с недобрыми намерениями.
В том случае, когда человек перечеркивает свою подпись (рис.11), можно говорить о его неуверенности в себе, постоянных сомнениях, иногда склонности к неврозам.
Встречаются и очень мудреные подписи (рис.12). Украшаются они всякими завитками, дугами, титлами, которые гармонично вписываются в подпись, визуально делают ее красивее, но вместе с тем являются лишними. Чем больше таких украшений, тем больше у человека демонстративных, а порой и истеричных качеств, наносного и показного в поведении. Такие люди обычно эгоистичны, требуют к себе повышенного, ничем не обоснованного внимания. Для них важны внешние формы. Как правило, они никогда не вникают в глубь проблемы, но знают многое поверхностно. У обладателей таких подписей также хорошо развиты коммуникативные способности. При этом все их естество направлено на получение признания окружающих. Кроме того, чем больше дополнительных элементов в подписи, тем в большей степени автор обладает воображением, художественным вкусом, находчивостью и изворотливостью, любит самолюбование в ущерб делу, легко отвлекается, подвержен внушению и непостоянен.
Анализируя подпись, необходимо обратить внимание на написание начальных букв.
Если начальная буква подписи соответствует начальной букве фамилии, то можно говорить о простоте, возможно, о скромности человека, о соответствии его запросов реальным возможностям.
Когда начальная буква обозначает имя автора, а после затем следует подпись, то это свидетельствует о его деловитости, ответственности, вдумчивости.
Если начальная буква замысловатая, представляет собой соединение инициалов (в том числе и любимых лиц), — замкнутость, скрытность. Такие люди недоверчивы, избирательны в дружбе.
Михаил Сторожев утверждает, что витиеватая, слишком украшенная подпись говорит о сумасбродстве и горячности; простая — о рассудительности и смелости; зигзагообразная — об энергичности; паутинообразная — о ловкости в делах и замкнутости; похожая на штопор — о наблюдательности и хитрости.
Один из современных графологов — Виктор Гаранин приводит своеобразную типологизацию характеров по подписи.
Эгоист-альтруист. Подпись ясная, и можно прочитать составляющие ее буквы. Автор способен на самопожертвование и подсознательно стремится быть понятым окружающими. И наоборот: неразборчивая подпись характеризует эгоиста, которого не беспокоит мнение окружающих.
Скряга-транжир. Степень щедрости можно определить по расстоянию между буквами. Если оно значительное, то перед вами расточитель. Если буквы в подписи «налезают» друг на друга, то это указывает на экономность, и даже на скупость. Можно также узнать, в какой период человек более щедрый: сразу же после получения денег или позднее. Это зависит от того, в каком участке подписи расстояния между буквами больше — в начале или в конце.
Теоретик-практик. Мысленно поделите подпись пополам. Первая половина показывает склонность к умственной деятельности, вторая к практической (физической). Если в начале подписи стоят две-три заглавные буквы, при отсутствии крупных образований во второй части, можно с уверенностью сказать, что человек отдает предпочтение умственному труду. Если же все наоборот — перед вами чистый практик.
Свободолюбивый-зависимый. По длине хвостиков (росчерков) в конце подписи можно судить о том, как человек реагирует на попытки вмешательства в его дела. Чем длиннее росчерк, тем нетерпимее автор к приказам и замечаниям в его адрес. Короткие хвостики характерны для подписи послушных, легко поддающихся влиянию людей.
Добрый-злой. У добрых, спокойных людей буквы в подписи более округлые, чем у вспыльчивых и раздражительных. Угловатые буквы говорят о стремлении к независимости, агрессии, лидерству, честолюбии.
Идеалист-прагматик. Мелкие буквы характеризуют человека рационального, приземленного и мелочного. Большие буквы — мечтательного, наивного, доверчивого.
Тактик-стратег. Владельцы размашистой подписи — стратеги, они мыслят глобально, комбинаторно, системно, не вдаваясь в детали. Это зачастую — крупные руководители и общественные деятели. Подпись компактную, мелкую обычно имеют тактики, чей ум занят конкретными видами деятельности, т.е. «рабочие лошадки».
Скрытный-болтливый. Если в начале подписи буквы крупные, а затем идут на убыль или превращаются в волнистую линию — значит, ее автор скрытный, дипломатичный. У тех, кто не умеют хранить секреты, наоборот, подпись начинается с мелких букв, а к концу подписи они увеличиваются.
Я думаю, что для читателя определенный интерес представит информация о подписи как квинтэссенции почерка, которую приводит Айк Надж.
- Длинная подпись характеризует несуетного, дотошного и даже занудливого типа. Короткая — нетерпеливого и поверхностного.
- Если первая половина автографа более насыщена, чем вторая, автор подписи склонен к умственному труду, он теоретик, а не практик. И напротив. В целом же сложный, нагруженный автограф — признак того, что человек все усложняет, делает из мухи слона.
- Чем больше буква, начинающая подпись (в сравнении с прочими), тем капризнее и тщеславнее автор.
- Мелкая подпись — признак рациональности, эгоизма и скупости. Крупная — присуща человеку непрактичному, доверчивому, наивному, но при этом независимому. Кроме того, чем компактнее автограф, тем конкретнее мыслит его автор. Размашисто же подписываются мечтатели и стратеги.
- Округлость указывает на мягкость натуры, уравновешенность. Угловатые, острые элементы — на раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость, упрямство и желание самоутвердиться.
- Буквы, соединенные друг с другом, характерны для последовательного, логичного, но консервативного типа. Разрывы в подписи указывают на непредсказуемость и лояльность ко всему новому.
- У простого человека и подпись простая. А завитки и виньетки — это «симптомы» творческого склада натуры, художественного вкуса, но иногда и хвастливости, себялюбия, стремления казаться лучше, чем есть. Чересчур вычурные подписи характерны для шизофреников.
- Чем больше буквы отстоят друг от друга (не важно, соединены они или нет), тем щедрее человек.
- Жирные линии, кляксы — свидетельство уверенности, силы, характерны для экстравертов. И напротив, чем тоньше линии, тем утонченнее, неувереннее, замкнутее человек.
- Чем длиннее росчерк в конце подписи, тем человек независимее и нетерпимее к советам. Росчерк в виде зигзага или волны — признак веселого, деятельного характера, а прямой и отрывистый росчерк — свидетельство энергичности, смелости и даже жесткости. Без росчерка подписываются воспитанные, культурные, но несколько инфантильные люди.
- Элементы, похожие на вертикальные линии, в начале подписи означают скудость фантазии и интеллекта. Вертикаль в середине автографа — медлительность при переходе к реализации идеи. В конце — трудности при завершении дел.
- «Скачущие» подписи присущи людям эмоциональным вплоть до неуправляемости. Ровные — сдержанным.
- Скрытные, своенравные и независимые типы подписываются, «петляя», чертя овалы и круги.
- Точка в подписи — знак дисциплинированности. Если человек ставит ее после первого инициала, он из тех, кто семь раз отмеряет и лишь затем отрезает. Если же точка помещается в конец автографа, человек исполнителен и ответствен, он доводит начатое дело до конца.
- Если в подписи встречаются одинаковые, симметричные элементы (например, она заканчивается так же, как начинается), ее автор — гармоничный человек, умеющий идти на компромиссы и не устающий от монотонного труда. Однако он весьма подвержен навязчивым идеям и мыслям, у него полно всяких привычек, в том числе дурных, к нему постоянно цепляются музыкальные мелодии и т.п.
- Латинские литеры в подписи используют чудаки-оригиналы, а также «западники» и подростки, насмотревшиеся MTV.
- Если человек, написав какую-то часть подписи, возвращается назад и дописывает что-то еще, он и в жизни склонен возвращаться к прошлому, копаться в нем, анализировать, пытаться что-то исправить. Он неудовлетворен сделанным и раз за разом порывается достичь предела совершенства.
- Если человек соединяет два-три инициала в один, он и с делами управляется так же — делает два-три за раз.
- Наличие инициалов и имени, и фамилии указывает на деловитость, ответственность, вдумчивость. Если же присутствует только «фамильный» инициал, человек скромен, у него нет завышенных запросов, он не выпячивает свое «я».
- Цифры в подписи — редкий элемент, выдающий редкостно мнительного, осторожного, недоверчивого типа, склонного к нервно-психическим недугам.
- И наконец, притча во языцах — подпись неразборчива! Именно такова она у эгоистов и смельчаков, которых не волнует, как расценят их поступки окружающие.
Таким образом, анализируя подпись человека, можно получить достаточно широкий спектр информации о нем и можете влиять на эту личность в интересах совместного дела, например не принимать на работу того, чьи психологические качества не соответствуют определенным в коллективе нормам.
Впрочем, необходимо отметить, что определить характер по подписи можно, но такой анализ дает ничтожно маленькую толику информации о личности по сравнению с той, которую можно получить, проводя исследование почерка в целом.
А.Фармагей для https://junona.wbprg.pw
© https://junona.pro Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт